Официальные ресурсы

5 апреля 2018 г. по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО Владимира Устинова его заместитель В.Гурба провел окружное совещание по вопросам повышения качества и безопасности пищевой продукции, усиления контроля оборота товаров в регионах ЮФО, к которым применяются специальные экономические меры

6 апреля 2018 Распечатать
В.Гурба на совещании_05.04.2018

В работе совещания приняли участие руководители Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Южного таможенного управления, органов прокуратуры и МВД России, региональных органов власти.

На совещании были рассмотрены вопросы:

1. «О мерах по повышению качества и безопасности пищевой продукции и по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации в регионах Южного федерального округа»;

2. «О мерах по усилению контроля оборота товаров в регионах Южного федерального округа, к которым применяются специальные экономические меры, в том числе организации работы мобильных групп».

В начале своего выступления Владимир Гурба отметил, что ситуация с качеством и безопасностью пищевой продукции в настоящее время является непростой. Если требования к безопасности пищевой продукции довольно подробно изложены в технических регламентах Таможенного Союза, то требования к качеству отсутствуют. Подавляющее большинство продукции производится по техническим условиям, тем самым недобросовестные производители в погоне за выгодой подменяют одни ингредиенты на другие либо используют сырье более низкого качества. Так, многие производители молочной продукции заменяют натуральное молоко на смеси, изготовленные с использованием жиров немолочного происхождения, при этом не указывают на этикетке, что это не молочный, а молокосодержащий продукт. Имеют место случаи, когда производители молочной продукции, указанные на этикетке, отсутствуют по указанным адресам. Фальсификация продукции искажает рынок, нарушает конкуренцию, поскольку добросовестные производители не способны по цене конкурировать с производителями фальсификата.

Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору проводится федеральный лабораторный мониторинг качества и безопасности пищевой продукции. К примеру, в 2017 году специалистами Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия было отобрано около 4 тысяч образцов пищевой продукции, из которых несоответствие было выявлено более чем в 10% от общего количества. В отношении производителей и реализаторов небезопасной пищевой продукции приняты меры административного наказания, отозвано 17 деклараций соответствия.

По мнению специалистов, переход на систему электронной ветеринарной сертификации в стране в значительной степени поможет решить проблемы, связанные с фальсификацией животноводческой продукции.

Заместитель полпреда в ЮФО напомнил о поручении Президента Российской Федерации от 30.10.2017 г. высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по ускорению внедрения системы электронной ветеринарной сертификации.

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе ведется соответствующий контроль. По его итогам отмечается, что во всех регионах округа приняты меры по ускорению внедрения системы электронной ветеринарной сертификации или подключению организаций к информационной системе «Меркурий» (созданы соответствующие рабочие группы, разработаны «дорожные карты» (планы) внедрения системы электронной ветеринарной сертификации, выделяются средства из региональных бюджетов  и т.д.).

Вместе с тем, возникает ряд проблемных вопросов (пока еще низкий процент зарегистрированных пользователей, проблемы с обеспечением доступа в сеть Интернет и т.п.), в том числе требующих решения на федеральном уровне, по которым на совещании проведено детальное обсуждение и приняты соответствующие совместные решения. 

Владимир Гурба обратил внимание руководителей регионов на то, что субъектам Российской Федерации дана незначительная отсрочка до 1 июля 2018 года на внедрение системы электронной ветеринарной сертификации или подключение организаций к информационной системе «Меркурий».

Кроме того, на совещании рассмотрен ход реализации в Южном федеральном округе Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

В.Гурба отметил, что на сегодняшний день налажено взаимодействие таможенных органов с государственными контролирующими органами, такими как Роспотребнадзор и Россельхознадзор, как в пунктах пропуска, так и в местах декларирования товаров, что позволяет решать задачи по осуществлению контроля за ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, в том числе выявлению запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации товаров.

В то же время продукция, произведенная в странах Европейского Союза, Австралии, Канаде, США, на Украине и в др., продолжает поступать на отечественный рынок и впоследствии реализовываться.

Например, на территории Ростовской области в прошлом году пресечено 17 случаев незаконного ввоза продукции весом 102 тонны 213 кг. В ряде случаев были установлены многочисленные срывы маркировок, с последующей перемаркировкой продукции на страны происхождения, не подпадающие под запрет ввоза на территорию Российской Федерации, либо отсутствие маркировки.

Участники совещания констатировали, что при выявлении фактов реализации таких товаров указанные действия продавцов квалифицируются по ст. 10.2 КоАП России «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции» либо по ст. 10.3 КоАП России «Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции», а они наказываются штрафами. Однако, по мнению экспертов, размер установленных штрафов для физических (до 500 рублей) и юридических (до 10 000 рублей) лиц несоизмеримо мал в сравнении с извлекаемой от указанной деятельности прибылью. Кроме того, не регламентировано изъятие у поставщиков и продавцов контрольно-надзорными органами обезличенной продукции из оборота с целью ее дальнейшей утилизации.

По итогам совещания решено обратиться в заинтересованные федеральные органы власти с предложениями по совершенствованию действующей нормативной базы.