На Совете были рассмотрены два вопроса: «О повышении качества питьевого водоснабжения в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа»; «О формировании в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и повышении эффективности их деятельности».
В начале заседания Владимир Устинов отметил, что рассмотрение первого вопроса обусловлено поручением Президента Российской Федерации о контроле соответствия питьевой воды у потребителей нормативно установленным показателям безопасности и качества (пункт 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № Пр-245).
На сегодняшний день, сказал полномочный представитель Президента, в округе сохраняются проблемы в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой. Так, по последним данным опросов жителей округа, в среднем почти 24% опрошенных отрицательно оценивают качество питьевой воды, при этом 57% граждан заявили о том, что воду из-под крана пить нельзя.
Так, больше всего негативных оценок в Республике Калмыкия, где качеством воды не удовлетворены 30% опрошенных жителей региона, более 84% отметили, что воду из-под крана пить нельзя. В Астраханской области на неудовлетворительное качество воды указало 30% жителей; считают, что воду из-под крана пить нельзя почти 71%. В Ростовской области не удовлетворены качеством воды более 40% граждан и 79% считают, что вода из-под крана не пригодна для питья.
В.Устинов подчеркнул, что основным фактором, отрицательно влияющим на качество воды, подаваемой потребителям, остается изношенность систем централизованного водоснабжения регионов округа. В зависимости от региона ветхость коммунальных систем составляет – от 60 до 80%.
При этом органами государственной власти в регионах округа не в полной мере реализуются возложенные на них полномочия по обеспечению комплексного социально-экономического развития территорий; мониторингу технико-экономического состояния систем водоснабжения; утверждению инвестиционных и производственных программ водоснабжающих организаций; контролю в данной сфере.
Кроме этого, органами прокуратуры в округе при проведении в прошедшем году проверок повсеместно выявлены факты ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей по организации водоснабжения населения и водоотведения.
Всего в 2019 году в округе органами прокуратуры выявлено свыше 3 тыс. нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Значительная работа по повышению качества питьевой воды ведется в рамках реализации региональных мероприятий федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология».
Выполняются работы по строительству, реконструкции или модернизации объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки. В 2019 году на реализацию региональных программ федерального проекта «Чистая вода» направлено 1,2 млрд. рублей.
При этом Владимир Устинов указал на необходимость применения современных технологий очистки воды в ходе реализации проектов и программ по модернизации систем водоснабжения.
Данный вопрос на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ЮФО рассматривался совместно с руководством Роспотребнадзора и Минстроя России.
По итогам были приняты совместные решения, направленные на повышение качества питьевого водоснабжения в регионах Южного федерального округа.
В своем выступлении по второму вопросу Владимир Устинов подчеркнул, что одним из безусловных приоритетов на сегодняшний день остается противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. Особенно остро стоит эта задача в текущий период реализации национальных проектов.
Президент Российской Федерации обязал исполнительные органы власти совместно с правоохранительными и контрольно-надзорными органами наладить жесткий антикоррупционный контроль за прохождением огромных бюджетных финансовых потоков под осуществление целей национальных проектов.
По данному Президентом Российской Федерации в феврале 2016 года поручению № 299 в органах исполнительной власти субъектов федерации должна быть обеспечена организационная и функциональная независимость антикоррупционных структурных подразделений. Высшим должностным лицам предлагалось обеспечить личный контроль за эффективностью их работы.
Но, подчеркнул В.Устинов, несмотря на рост коррупционных угроз, о чем свидетельствует статистика возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц исполнительной власти, поручение Президента Российской Федерации в субъектах федерации нашего округа исполняется не в полной мере либо формально.
Главы регионов ответственны за организацию антикоррупционной работы в пределах субъектов федерации. Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», в качестве инструмента решения этой задачи, было предписано создать органы по профилактике коррупционных правонарушений.
Однако, сказал полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЮФО, повсеместно в работе органов внутриведомственного антикоррупционного контроля отмечается инертность, недостаточная принципиальность, слабое взаимодействие с правоохранительными органами. Поэтому и результаты их работы пока далеки от стандартов, которые определены Президентом Российской Федерации.
В работе Совета также принял участие Александр Аникин, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
В своем выступлении он подчеркнул, что критически важное значение для достижения результатов принимаемых государством антикоррупционных мер имеет формирование в субъектах Российской Федерации специализированных органов, способных эффективно решать весь спектр вопросов, связанных с профилактикой и противодействием коррупции.
Данные специализированного мониторинга, осуществляемого Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, а также оценки проведенной работы на местах, сформулированные полномочным представителем Президента Российской Федерации в ЮФО, позволили выявить ряд факторов прямо влияющих на способность антикоррупционного органа эффективно вести свою основную деятельность – организовывать противодействие коррупционным проявлениям в регионах.
По итогам работы заседания Совета выработан комплекс рекомендаций, направленных на обеспечение эффективной работы региональных органов по профилактике коррупционных правонарушений.
Ответственным должностным лицам даны необходимые поручения, направленные на скорейшее исполнение решений Главы государства по вопросам противодействия коррупции в регионах ЮФО.