Официальные ресурсы

Интервью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимира Устинова в "Российской газете"

14 апреля 2021 Распечатать
Фото В.Устинова

Точка горения

Полпред по ЮФО Владимир Устинов: Бездеятельность по предупреждению пожаров  в округе требует  незамедлительных мер реагирования  и принятия  срочных  организационных  и управленческих решений

Прямая речь

Лариса Ионова

В марте подписан  Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий  ответственность за повторные нарушения требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска,  которые выражаются в необеспечении работоспособности источников пожарного водоснабжения,  систем пожарного оповещения и управления эвакуацией людей.

Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Владимир Устинов отметил важность  и актуальность  данного закона, но  вместе с тем  в своем интервью сделал акцент  на работе органов исполнительной власти в округе по предотвращению катастроф, связанных с пожарами,  подвергнув  ее жесткой критике.

 «РГ» задала несколько вопросов полпреду.

- Владимир Васильевич, на  заседании Совета при полпреде, которое состоялось 17 марта,  вы настаивали на дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами в регионах Южного федерального округа. С чем это связано?

Владимир Устинов: Судя по результатам работы в прошлом году, бездеятельность по предупреждению пожаров  в округе требует  незамедлительных мер реагирования  и принятия соответствующих организационных  и управленческих решений, которые позволят  в кратчайшие  сроки коренным образом  исправить ситуацию.

Об этом свидетельствуют  цифры, прозвучавшие на заседании Совета. Так, в 2020 году в сравнении с предыдущим годом количество природных пожаров на юге страны  возросло на 14,8 процента, их число достигло 37,5 тысячи. Тревожное положение в Ростовской области, где число ландшафтных возгораний увеличилось на 53,4 процента, в Волгоградской области – на 42 процента, в Астраханской области – на 24,7 процента.

- Это при том, что эти области не относятся к лесистым территориям  и здесь каждый гектар леса на вес золота?

Владимир Устинов: Именно в лесах округа резко ухудшилась пожарная безопасность,  за прошлый год зарегистрировано 318 лесных пожаров, что на  31,4 процента больше, чем в предыдущем году.  А если посмотреть конкретно по регионам, то, например, в Волгоградской области число лесных возгораний выросло в 4 раза.

 В Ростовской области также произошел их резкий рост.  На Дону за год сгорело почти 2,5 тысячи  гектаров лесных угодий - по площади прохождения огня это составило половину объема всего сгоревшего леса в округе.

Стабильно, довольно  в большом количестве,  горят леса в Краснодарском крае, где произошло более 40 процентов всех зарегистрированных в округе лесных пожаров.

Не являются исключением даже особо охраняемые природные и заповедные территории Краснодарского края и Республики Крым.  Там количество пожаров увеличилось почти втрое.

Вызывает большую обеспокоенность  рост  почти  в два раза случаев распространения ландшафтных пожаров на жилье. Из-за этого в округе сгорело почти сто жилых строений.

Всего за год  в округе на пожарах погибло 810 человек, это  рост по сравнению с прошлым годом на 4,1 процента, в том числе 27 детей, что больше  на 50 процентов по сравнению с прошедшим годом. Это очень страшная статистика.

Мы видим, что назрела необходимость серьезных организационных изменений, которые будут обеспечивать повышение эффективности в вопросах защиты лесов от пожаров.

Поэтому нами совместно с Федеральным  агентством  лесного хозяйства проведен анализ обстановки, намечен  перечень первоочередных мер по укреплению сил и средств, призванных бороться с лесными пожарами.

Прежде всего,  это касается  улучшения работы органов управления лесным хозяйством за счет более четкой нормативной регламентации полномочий
и усиления уровня ответственности руководителей этих подразделений за своевременное обнаружение лесных  возгораний и организацию их тушения.

 Также  нужно  в кратчайшие сроки обеспечить необходимым техническим оснащением специализированные  подразделения по тушению лесных пожаров  на местах  и добиться  их максимальной мобильности на основе совершенствования всей противопожарной инфраструктуры. Особо следует уделить внимание  повышению уровня взаимодействия  лесоохраны с подразделениями МЧС России.

В числе поставленных задач  можно  выделить неукоснительное обеспечение  последовательной борьбы  с незаконной хозяйственной деятельностью в лесах, прежде всего с незаконными вырубками  и самовольным захватом лесных угодий, ведением там строительства
и необоснованным переводом лесных земель в другие категории.

- Одно из самых резонансных ЧП 2017 года – лесной пожар в Усть-Донецком районе. Какие выводы удалось сделать?

Владимир Устинов: Около двух лет меня заверяли, что предпринимаются все меры для привлечения к ответственности виновников этого ЧП, в результате которого сгорело древесины на сумму более четырех миллиардов рублей.  Были установлены  виновные: владелец поля, с которого пожар перекинулся на лес, глава местного сельского поселения, который не обеспечил соблюдение противопожарных норм.

Однако до сих пор материальный ущерб остается  не возмещен  и никто из  уполномоченных должностных  лиц не озабочен  тем,  чтобы взыскать его с виновников пожара.

Безнаказанность приводит к тому, что лесные пожары в Усть-Донецком лесном массиве продолжают регулярно повторяться.

В связи с этим  на заседании Совета  я обратил внимание Губернатора Ростовской области на  данную критическую ситуацию и поручил  ему разобраться в вопросе персональной ответственности должностных лиц областного министерства природных ресурсов и экологии за крайне неудовлетворительную охрану лесов от пожаров, а также  взять на личный контроль борьбу с лесными пожарами  в целом по региону и особенно  -  в Усть- Донецком районе. А перед руководством следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области и регионального Главного управления МВД России поставлен вопрос о совершенствовании организации оперативно-следственной работы по уголовным делам о лесных пожарах, обеспечению строгого контроля за законностью следствия и принимаемых им решений.

Подобные случаи в округе не единичны.

Как  было сказано ранее,  из года в год горят особо охраняемые заповедные зоны в Краснодарском крае и Республике Крым.

Сразу хочу отметить, что  губернатором Краснодарского края ведется большая  работа  по организации противопожарной безопасности, тем более  на особо охраняемых природных территориях.

Однако, не смотря на всю проделанную работу, в Краснодарском крае в государственном природном заповеднике «Утриш» Анапского района несколько лет подряд отмечались возгорания леса. При проверке я увидел огромное количество неисполненных предписаний контрольно-надзорных ведомств об устранении нарушений в «Утрише». Именно подобное  бездействие  ответственных лиц и привело в итоге к масштабному лесному пожару, причинившему материальный  ущерб на сумму около миллиарда рублей.

В связи с этой ситуацией на  заседании Совета  руководству Краснодарского краевого следственного управления   было предложено взять на контроль  расследование по возбужденному уголовному делу по факту  пожара  в августе 2020 года,  чтобы обеспечить  не только привлечение к уголовной ответственности виновников, но и возмещение материального ущерба.

Комментируя проблемное  состояние организации пожароохранной деятельности в лесах  Ростовской области,  Краснодарского края, а это касается  и  других регионов  округа,  хочу особо подчеркнуть, что текущая ситуация ставит задачу безотлагательного укрепления законности в сфере охраны лесов, совершенствования взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел, территориальных органов гослесохраны при проведении проверок  по фактам нарушений федерального лесного законодательства.

Нами предложено рассмотреть вопрос о целесообразности создания на местах специализированных следственно­-оперативных групп по делам  данной категории. Также рекомендовано улучшить координацию уполномоченных органов по применению административно-правовых санкций к нарушителям закона.

Кроме того,  на заседании Совета мною была поддержана  инициатива губернатора Краснодарского края Вениамина  Ивановича  Кондратьева  - увеличить штрафы арендаторам,  а также собственникам лесного фонда и сельхозземель за нарушения  противопожарных мер и сделать их соразмерными нанесенному ущербу.

- Впереди сезон оздоровительного отдыха детей. Много лагерей находятся в лесных зонах. Как обеспечена безопасность отдыха?

Владимир Устинов:  Возьмем, например,  город Анапу  -  всероссийский детский  курорт.   Ежегодно на  территории, примыкающей к детским здравницам, происходят масштабные пожары в камышах поймы реки Анапка.  Однако все решения по обеспечению противопожарной безопасности и предупреждению возгораний остаются на бумаге. Столь же плохо поставлена организация предупреждения природных пожаров   в местах оздоровительного отдыха детей на территории Северского, Геленджикского, Туапсинского районов Краснодарского края, а также ряда районов Крыма и Волгоградской области.

В рамках проверок готовности субъектов  РФ к пожароопасному сезону 2021 года состояние объектов оздоровительного отдыха детей будет тщательно проверено. Регионы округа понимают  свою ответственность в этом вопросе  и работают над устранением выявленных недостатков. 

В срок до 15 апреля все территории организации летнего отдыха пройдут паспортизацию с учетом требований противопожарного надзора. В мае  будут проведены дополнительные мероприятия  по  обеспечению безопасности детского отдыха. Результаты этой работы будут рассмотрены на заседаниях региональных комиссий и доложены в аппарат и мне лично.

- Еще опасность с точки зрения пожаров – строительство коттеджных поселков в охраняемых природных зонах. На территориях лесного фонда как грибы растут гостиницы, базы отдыха и особняки. Как с этим бороться?

Владимир Устинов: Зачастую органами исполнительной власти и местного самоуправления вопросы градостроительства, землепользования, развития торговой и культурно-массовой инфраструктуры решаются в отрыве от обеспечения безопасности населения. И не секрет, что нередко это сопряжено с коррупционными факторами.

Лишь недавно администрация Краснодарского края всерьез озаботилась проблемой незаконной  застройки коттеджными  жилыми поселками  лесных зон  около  таких городов  как Новороссийск, Геленджик и Туапсе. Однако спрашивается, почему краевые чиновники бездействовали с момента, когда в 2015 году эти незаконные стройки еще на стадии их закладки были вскрыты контрольным департаментом аппарата полпреда.

Напротив, местные чиновники пытались вывести эти земли из лесного фонда и замаскировать допускаемые нарушения закона.

И, несмотря на то, что  руководство администрации Краснодарского края  сообщило нам об усилении контроля за соблюдением лесного законодательства и о приостановке незаконного строительства в лесах, аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЮФО   взял на контроль ситуацию  с   мерами реагирования на каждый незаконно построенный объект,  вплоть до  их сноса и  возмещение  нанесенного  ущерба.

Кроме того, указано на необходимость привлечь  к ответственности должностных лиц местных органов власти, допустивших незаконную застройку земель лесного фонда, а при наличии оснований  –  направлять  материалы в правоохранительные органы.

По данным окружного управления Генеральной прокуратуры, повсеместно леса в округе захламлены, в них неудовлетворительно ведется уборка сухостоя, нарушаются правила сжигания сорной растительности, отсутствуют источники противопожарного водоснабжения.

Только в Волгоградской области прокуратура совместно с МЧС  вскрыли около 1000 нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах и на ландшафтных территориях.

На наш запрос в связи с данной  ситуацией  Волгоградская областная  прокуратура сообщила, что  по всем выявленным фактам нарушения закона приняты меры на местах. Однако массовое распространение нарушений противопожарного законодательства свидетельствует  все еще о низком качестве работы органов, обеспечивающих контроль за исполнением  законодательства в данной сфере.

Распространенная практика  для многих регионов, когда  компетентные органы запаздывают с установлением особого противопожарного режима, неэффективно ведут мониторинг лесопожарной обстановки.

В ряде регионов, например, в Республике Крым,  дает сбои система оповещения населения о ЧС.

Пока мы не будем строго и  адресно спрашивать за каждое ЧП  – мы будем иметь новые пепелища.

На совещании я  поставил  вопрос о персональной ответственности руководителей различного уровня за бездействие или злоупотребления в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Борьба с пожарами – это одна из главных составных частей жизнеобеспечения граждан. К тому же, это комплексная проблема, где основную организационную ответственность несут исполнительные органы власти, администрируют контрольно-надзорные органы, реализуют оперативные и следственные функции правоохранительные органы.

О недопущении пожаров  надо думать уже при составлении планов застройки, выделении земельных участков под ведение хозяйственной деятельности, пользование лесами и водоемами. Наличие массы бесконтрольных, безответственных хозяйствующих субъектов, потворство их самоуправству в застройке, бездеятельности в сохранности степей, лесополос, флоры водоемов и лесов привело к тем результатам, которые мы имеем.

Хочу особо подчеркнуть, что во всех   субъекта юга страны необходимо завершить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования – у властей на местах достаточно полномочий для этого. Но мало принять какой-то правовой акт, необходимо  добиться его исполнения,  а для этого  нужно выстроить эффективную систему контроля за выполнением принятых управленческих решений.

Решение в  регионах округа задач, поставленных Президентом России в феврале текущего года на оперативном совещании Совета Безопасности РФ  по  реализации мероприятий, связанных с защитой населения, объектов экономики и социальной инфраструктуры от паводков,  природных пожаров  и своевременным установлением  в регионах особого противопожарного режима, а также   выполнение рекомендаций состоявшегося заседания Совета по пожарной безопасности,   будут находиться  в аппарате и  у меня  лично на особом контроле.