Точка горения
Полпред по ЮФО Владимир Устинов: Бездеятельность по предупреждению пожаров в округе требует незамедлительных мер реагирования и принятия срочных организационных и управленческих решений
Прямая речь
Лариса Ионова
В марте подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за повторные нарушения требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, которые выражаются в необеспечении работоспособности источников пожарного водоснабжения, систем пожарного оповещения и управления эвакуацией людей.
Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Владимир Устинов отметил важность и актуальность данного закона, но вместе с тем в своем интервью сделал акцент на работе органов исполнительной власти в округе по предотвращению катастроф, связанных с пожарами, подвергнув ее жесткой критике.
«РГ» задала несколько вопросов полпреду.
- Владимир Васильевич, на заседании Совета при полпреде, которое состоялось 17 марта, вы настаивали на дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами в регионах Южного федерального округа. С чем это связано?
Владимир Устинов: Судя по результатам работы в прошлом году, бездеятельность по предупреждению пожаров в округе требует незамедлительных мер реагирования и принятия соответствующих организационных и управленческих решений, которые позволят в кратчайшие сроки коренным образом исправить ситуацию.
Об этом свидетельствуют цифры, прозвучавшие на заседании Совета. Так, в 2020 году в сравнении с предыдущим годом количество природных пожаров на юге страны возросло на 14,8 процента, их число достигло 37,5 тысячи. Тревожное положение в Ростовской области, где число ландшафтных возгораний увеличилось на 53,4 процента, в Волгоградской области – на 42 процента, в Астраханской области – на 24,7 процента.
- Это при том, что эти области не относятся к лесистым территориям и здесь каждый гектар леса на вес золота?
Владимир Устинов: Именно в лесах округа резко ухудшилась пожарная безопасность, за прошлый год зарегистрировано 318 лесных пожаров, что на 31,4 процента больше, чем в предыдущем году. А если посмотреть конкретно по регионам, то, например, в Волгоградской области число лесных возгораний выросло в 4 раза.
В Ростовской области также произошел их резкий рост. На Дону за год сгорело почти 2,5 тысячи гектаров лесных угодий - по площади прохождения огня это составило половину объема всего сгоревшего леса в округе.
Стабильно, довольно в большом количестве, горят леса в Краснодарском крае, где произошло более 40 процентов всех зарегистрированных в округе лесных пожаров.
Не являются исключением даже особо охраняемые природные и заповедные территории Краснодарского края и Республики Крым. Там количество пожаров увеличилось почти втрое.
Вызывает большую обеспокоенность рост почти в два раза случаев распространения ландшафтных пожаров на жилье. Из-за этого в округе сгорело почти сто жилых строений.
Всего за год в округе на пожарах погибло 810 человек, это рост по сравнению с прошлым годом на 4,1 процента, в том числе 27 детей, что больше на 50 процентов по сравнению с прошедшим годом. Это очень страшная статистика.
Мы видим, что назрела необходимость серьезных организационных изменений, которые будут обеспечивать повышение эффективности в вопросах защиты лесов от пожаров.
Поэтому нами совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства проведен анализ обстановки, намечен перечень первоочередных мер по укреплению сил и средств, призванных бороться с лесными пожарами.
Прежде
всего, это касается улучшения работы органов управления лесным
хозяйством за счет более четкой нормативной регламентации полномочий
и усиления уровня ответственности руководителей этих подразделений за
своевременное обнаружение лесных возгораний
и организацию их тушения.
Также нужно в кратчайшие сроки обеспечить необходимым техническим оснащением специализированные подразделения по тушению лесных пожаров на местах и добиться их максимальной мобильности на основе совершенствования всей противопожарной инфраструктуры. Особо следует уделить внимание повышению уровня взаимодействия лесоохраны с подразделениями МЧС России.
В числе
поставленных задач можно выделить неукоснительное обеспечение последовательной борьбы с незаконной хозяйственной деятельностью в
лесах, прежде всего с незаконными вырубками
и самовольным захватом лесных угодий, ведением там строительства
и необоснованным переводом лесных земель в другие категории.
- Одно из самых резонансных ЧП 2017 года – лесной пожар в Усть-Донецком районе. Какие выводы удалось сделать?
Владимир Устинов: Около двух лет меня заверяли, что предпринимаются все меры для привлечения к ответственности виновников этого ЧП, в результате которого сгорело древесины на сумму более четырех миллиардов рублей. Были установлены виновные: владелец поля, с которого пожар перекинулся на лес, глава местного сельского поселения, который не обеспечил соблюдение противопожарных норм.
Однако до сих пор материальный ущерб остается не возмещен и никто из уполномоченных должностных лиц не озабочен тем, чтобы взыскать его с виновников пожара.
Безнаказанность приводит к тому, что лесные пожары в Усть-Донецком лесном массиве продолжают регулярно повторяться.
В связи с этим на заседании Совета я обратил внимание Губернатора Ростовской области на данную критическую ситуацию и поручил ему разобраться в вопросе персональной ответственности должностных лиц областного министерства природных ресурсов и экологии за крайне неудовлетворительную охрану лесов от пожаров, а также взять на личный контроль борьбу с лесными пожарами в целом по региону и особенно - в Усть- Донецком районе. А перед руководством следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области и регионального Главного управления МВД России поставлен вопрос о совершенствовании организации оперативно-следственной работы по уголовным делам о лесных пожарах, обеспечению строгого контроля за законностью следствия и принимаемых им решений.
Подобные случаи в округе не единичны.
Как было сказано ранее, из года в год горят особо охраняемые заповедные зоны в Краснодарском крае и Республике Крым.
Сразу хочу отметить, что губернатором Краснодарского края ведется большая работа по организации противопожарной безопасности, тем более на особо охраняемых природных территориях.
Однако, не смотря на всю проделанную работу, в Краснодарском крае в государственном природном заповеднике «Утриш» Анапского района несколько лет подряд отмечались возгорания леса. При проверке я увидел огромное количество неисполненных предписаний контрольно-надзорных ведомств об устранении нарушений в «Утрише». Именно подобное бездействие ответственных лиц и привело в итоге к масштабному лесному пожару, причинившему материальный ущерб на сумму около миллиарда рублей.
В связи с этой ситуацией на заседании Совета руководству Краснодарского краевого следственного управления было предложено взять на контроль расследование по возбужденному уголовному делу по факту пожара в августе 2020 года, чтобы обеспечить не только привлечение к уголовной ответственности виновников, но и возмещение материального ущерба.
Комментируя проблемное состояние организации пожароохранной деятельности в лесах Ростовской области, Краснодарского края, а это касается и других регионов округа, хочу особо подчеркнуть, что текущая ситуация ставит задачу безотлагательного укрепления законности в сфере охраны лесов, совершенствования взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел, территориальных органов гослесохраны при проведении проверок по фактам нарушений федерального лесного законодательства.
Нами предложено рассмотреть вопрос о целесообразности создания на местах специализированных следственно-оперативных групп по делам данной категории. Также рекомендовано улучшить координацию уполномоченных органов по применению административно-правовых санкций к нарушителям закона.
Кроме того, на заседании Совета мною была поддержана инициатива губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева - увеличить штрафы арендаторам, а также собственникам лесного фонда и сельхозземель за нарушения противопожарных мер и сделать их соразмерными нанесенному ущербу.
- Впереди сезон оздоровительного отдыха детей. Много лагерей находятся в лесных зонах. Как обеспечена безопасность отдыха?
Владимир Устинов: Возьмем, например, город Анапу - всероссийский детский курорт. Ежегодно на территории, примыкающей к детским здравницам, происходят масштабные пожары в камышах поймы реки Анапка. Однако все решения по обеспечению противопожарной безопасности и предупреждению возгораний остаются на бумаге. Столь же плохо поставлена организация предупреждения природных пожаров в местах оздоровительного отдыха детей на территории Северского, Геленджикского, Туапсинского районов Краснодарского края, а также ряда районов Крыма и Волгоградской области.
В рамках проверок готовности субъектов РФ к пожароопасному сезону 2021 года состояние объектов оздоровительного отдыха детей будет тщательно проверено. Регионы округа понимают свою ответственность в этом вопросе и работают над устранением выявленных недостатков.
В срок до 15 апреля все территории организации летнего отдыха пройдут паспортизацию с учетом требований противопожарного надзора. В мае будут проведены дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности детского отдыха. Результаты этой работы будут рассмотрены на заседаниях региональных комиссий и доложены в аппарат и мне лично.
- Еще опасность с точки зрения пожаров – строительство коттеджных поселков в охраняемых природных зонах. На территориях лесного фонда как грибы растут гостиницы, базы отдыха и особняки. Как с этим бороться?
Владимир Устинов: Зачастую органами исполнительной власти и местного самоуправления вопросы градостроительства, землепользования, развития торговой и культурно-массовой инфраструктуры решаются в отрыве от обеспечения безопасности населения. И не секрет, что нередко это сопряжено с коррупционными факторами.
Лишь недавно администрация Краснодарского края всерьез озаботилась проблемой незаконной застройки коттеджными жилыми поселками лесных зон около таких городов как Новороссийск, Геленджик и Туапсе. Однако спрашивается, почему краевые чиновники бездействовали с момента, когда в 2015 году эти незаконные стройки еще на стадии их закладки были вскрыты контрольным департаментом аппарата полпреда.
Напротив, местные чиновники пытались вывести эти земли из лесного фонда и замаскировать допускаемые нарушения закона.
И, несмотря на то, что руководство администрации Краснодарского края сообщило нам об усилении контроля за соблюдением лесного законодательства и о приостановке незаконного строительства в лесах, аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЮФО взял на контроль ситуацию с мерами реагирования на каждый незаконно построенный объект, вплоть до их сноса и возмещение нанесенного ущерба.
Кроме того, указано на необходимость привлечь к ответственности должностных лиц местных органов власти, допустивших незаконную застройку земель лесного фонда, а при наличии оснований – направлять материалы в правоохранительные органы.
По данным окружного управления Генеральной прокуратуры, повсеместно леса в округе захламлены, в них неудовлетворительно ведется уборка сухостоя, нарушаются правила сжигания сорной растительности, отсутствуют источники противопожарного водоснабжения.
Только в Волгоградской области прокуратура совместно с МЧС вскрыли около 1000 нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах и на ландшафтных территориях.
На наш запрос в связи с данной ситуацией Волгоградская областная прокуратура сообщила, что по всем выявленным фактам нарушения закона приняты меры на местах. Однако массовое распространение нарушений противопожарного законодательства свидетельствует все еще о низком качестве работы органов, обеспечивающих контроль за исполнением законодательства в данной сфере.
Распространенная практика для многих регионов, когда компетентные органы запаздывают с установлением особого противопожарного режима, неэффективно ведут мониторинг лесопожарной обстановки.
В ряде регионов, например, в Республике Крым, дает сбои система оповещения населения о ЧС.
Пока мы не будем строго и адресно спрашивать за каждое ЧП – мы будем иметь новые пепелища.
На совещании я поставил вопрос о персональной ответственности руководителей различного уровня за бездействие или злоупотребления в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Борьба с пожарами – это одна из главных составных частей жизнеобеспечения граждан. К тому же, это комплексная проблема, где основную организационную ответственность несут исполнительные органы власти, администрируют контрольно-надзорные органы, реализуют оперативные и следственные функции правоохранительные органы.
О недопущении пожаров надо думать уже при составлении планов застройки, выделении земельных участков под ведение хозяйственной деятельности, пользование лесами и водоемами. Наличие массы бесконтрольных, безответственных хозяйствующих субъектов, потворство их самоуправству в застройке, бездеятельности в сохранности степей, лесополос, флоры водоемов и лесов привело к тем результатам, которые мы имеем.
Хочу особо подчеркнуть, что во всех субъекта юга страны необходимо завершить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования – у властей на местах достаточно полномочий для этого. Но мало принять какой-то правовой акт, необходимо добиться его исполнения, а для этого нужно выстроить эффективную систему контроля за выполнением принятых управленческих решений.
Решение в регионах округа задач, поставленных Президентом России в феврале текущего года на оперативном совещании Совета Безопасности РФ по реализации мероприятий, связанных с защитой населения, объектов экономики и социальной инфраструктуры от паводков, природных пожаров и своевременным установлением в регионах особого противопожарного режима, а также выполнение рекомендаций состоявшегося заседания Совета по пожарной безопасности, будут находиться в аппарате и у меня лично на особом контроле.